Группа «Колокольчик»

Составительская парциальная программа «Технология ТРИЗ. Метод «Круги Луллия».

  

 

 

 

 

 

 

Составительская парциальная программа

 

«Технология ТРИЗ. Метод «Круги Луллия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность

 

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны, общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление не литературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

  Анализ ситуации в показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.

Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

  Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие связной речи у детей в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование игровых и развивающих упражнений.

Для работы с детьми мы выбрали систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия».

Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 14 век, Италия).

Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.

Преимуществом дидактического пособия «Круги Луллия» считаем возможность приготовить самостоятельно по любой лексической теме для проведения любой игры, при этом применять авторские варианты использования.

Также, можем отметить универсальность дидактического пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Цель и задачи реализации программы.

  Цель: Использование «Кругов Луллия» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1.Внедрить в образовательный процесс ТРИЗ-технологию «Круги Луллия».

2.Воспитывать звуковую культуру речи. Развивать фонетическую сторону речи дошкольников.

3.Формировать грамматический строй речи у дошкольников.

4. Развивать связанную речь.

5. Способствовать обогащению активного и пассивного словаря.

6.Развивать познавательную активность.

7.Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.

8.  Развить речевую практику детей, для овладения ими навыков общения.

9.  Воспитывать самостоятельность.

10. Привлечь родителей к участию в проекте.

Для достижения высоких результатов в работе с детьми используются следующие методы:

-наглядные

-словесные

-практические методы

В своей практике мы используем следующие формы работы:

- На индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.

- В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).

- В игровой деятельности вне занятий.

- В самостоятельной деятельности детей.

  Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Принцип позитивности- создание психологически комфортной, доброжелательной и теплой атмосферы помощи, сотрудничества.

Принцип духовности- связь между общечеловеческими ценностями и конкретным человеком, его поведением.

Принцип индивидуального подхода- учет индивидуального опыта ребенка.

Благодаря внедрению данной программы, планирую получить следующие результаты:

1. Внедрение в образовательный процесс ТРИЗ-технологии «Круги Луллия».

2. Повышение уровня речевого развития.

3. Развитие познавательной активности.

4. Активизация речи детей, пополнение словаря.

5.Закрепление навыков самостоятельной работы.

6. Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях.

Перспективный календарно-тематический план на 2022-2023 учебный год

сроки

Тема

Цель

Содержание игры

Работа с родителями

1 неделя сентября

Игра «Соедини слова, начинающиеся на одинаковый звук.

Учить выделять первый звук в слове. Развивать фонематический слух, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщат, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции, прослеживания, зрительного соотнесения.

Ребенку предлагается рассмотреть любую картинку, произнести слово, растягивая звуки. Выделить первый звук. Рассмотреть другие картинки, произнести слова, растягивая звуки. Найти из четырех слов пару для первого слова. Самостоятельно соединить картинки. Объяснить выбор. 1. Слова малого круга: утка, лампа, кот, аист. Слова большого круга: арбуз, удочка, лыжи, карандаш.

2.Слова малого круга: бабочка, ананас, мяч, обруч. Слова большого круга: арбуз, бусы, мишка, облако.

Консультация для родителей

«Что такое ТРИЗ технологии?»

 

3 неделя сентября

Игра «Раздели слово на слоги»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов.

 

Воспитатель выкладывает на одном круге слоговые схемы, на другом предметные картинки.

Первый вариант. 

Предлагает детям объединить схемы с объектом, в названии которого такое же количество слогов.

Второй вариант. 

Воспитатель предлагает объяснить, как можно объединить схему со случайно выпавшим словом, т. е. изменить слово так, чтобы оно стало состоять из заданного количества слогов. 

(например: две точки – стол – столы, три точки – стол –столики-столовый )

 

 

Ознакомление детей с дидактическим пособием «Круги Луллия»  – презентация.

Цель: познакомить родителей с игровым дидактическим пособием «Круги Луллия»

 

1 неделя октября

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова); последовательность звуков в слове. Развивать фонематический слух и звуковой анализ слова. Умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщат, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции, прослеживания, зрительного соотнесения.

Первый вариант. Определение места звука в слове.

Ребенку предлагается рассмотреть любую картинку, произнести слово, растягивая звуки.  Определить, где в этих словах находится определенный (заданный педагогом) звук. Рассмотреть  схемы слов ( малый круг). Найди, где на схеме показано, что звук живет в начале слова, середине, в конце. Самостоятельно соединить картинку и схему.

 Например:

.

корова, горка

.

топорпомидор

.

радуга, ракета

Второй вариант.

Ребенку предлагается рассмотреть любую картинку, произнести слово, растягивая звуки. Определить последовательность звуков в слове. Рассмотреть схемы слов (малый круг). Найти, какая схема подходит к слову. Самостоятельно соединить картинку и схему.

Консультация для родителей Использование Кругов Луллия в речевом развитии детей. Цель: продолжать знакомить родителей с игровым дидактическим пособием «Круги Луллия»

 

3 неделя октября

Игра «Составь предложение»

Цель: Формировать навыки составления предложения, согласования слов в предложении. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание.

Ребенку предлагается раскрутить малый круг колей Луллия. Выпавшие случайно друг против друга картинки рассмотреть и составить предложения. –Ты составил предложение. А теперь скажи так бывает или не бывает?

Слова малого круга: медведь, уж. ёж, лошадь

Слова –картинки большого круга: ежата, медвежата, ужата, жеребенок.

Слова малого круга: шкатулка, шлем, школьник, шмель.

Слова –картинки большого круга: швея, швейная машинка, школа,шкаф

1 неделя

ноября

Игра «Наоборот» 

Цель: расширение словаря антонимов

Воспитатель выставляет на двух кругах картинки, противоположные по значению. Просит детей подобрать пару объектов противоположных по значению. (например: здоровый – больной, тепло – холодно и т. д.)

 

Папка-передвижка: «Круги Луллия»

Цель: продолжать знакомить родителей с игровым дидактическим пособием «Круги Луллия»

 

3 неделя

ноября

Игра «Путешествие птиц»

Цель:

-формирование синтаксических конструкций.

- образование глаголов с приставками В, ВЫ, НА, ВЫ, ПРИ, С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО;

- закрепление предложно – падежных конструкций.

Воспитатель распределяет на первом круге птиц, на втором – деревья и схемы предлогов. И предлагает детям выбрать птицу и дерево с, рядом находящимся, предлогом. Называть их и составить предложение. (например: Синица слетела с берёзы.)

1 неделя

декабря

Игра «Оденемся на прогулку» 

Цель: закрепление знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе и в одежде.

 Воспитатель предлагает выбрать картинку с изображением времени года и спрашивает детей: «Какое время года изображено на картинке?» Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда.

 

Привлечь родителей к изготовлению дидактического пособия «Круги Луллия»

 

3 неделя

декабря

Игра «Чей, чья, чьё?»



Цель: закрепление навыка словообразования и словоизменения

Первый  вариант. На одном круге картинка животного или птицы, на втором круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда.

Второй вариант.

На одном круге картинка животного, на втором круге детёныши. Дети, раскручивая круги, подбирают пару.

 

 

1неделя

января

Игра «Один - много»

 

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом круге – с изображением нескольких предметов. Логопед просит подобрать пару. (например: дерево – деревья, ведро – вёдра и т. д.)

 

3 неделя

января

Игра «Сосчитай-ка»

 

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

На одном круге разные цифры, на втором предметные картинки разные по цвету. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов, не забывая про цвет. (например: три синих чайника)

1 неделя

февраля

Игра «Кто чем питается?»

 

Цель: расширение и активизация словаря.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.

Семинар-практикум «Дети и Круги Луллия»

Цель: познакомить родителей с играми, в которые можно играть с детьми, используя круги Луллия.

 

3 неделя

февраля

Игра «Кто где живёт?»

 

Цель: расширение и активизация словаря.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe. 

1 неделя

марта

Игра «Рифмуй-ка»

 

Цель: развитие связной речи.

На одном круге, предметные картинки, на втором круге картинки подходящие по рифме. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, подходящую по рифме, придумывают с ними предложения. (например: коза-коса, мишка- шишка, ковёр-забор и т.д.)

Изготовление буклетов для родителей «Круги Луллия»

3 неделя

марта

Игра «Сочиняй-ка»

 

Цель: закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания.



На одном круге предметные картинки (животные, птицы, люди, времена года), на втором круге картинки, с изображением действий, явлений природы. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, придумывают предложения, рассказы, сказки.

1 неделя

апреля

Игра "Необычное место"

Цель. Учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад. На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев. РЗ: "Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет". (Черепаха Тортилла живет в болоте. ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.) Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки

Фотоотчет «Дети и Круги Луллия»

3 неделя

апреля

Игра "Новая сказка"

Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок). РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.) ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"

 

 

 

Литература

1.Методика работы с Кругами Луллия [Электронный ресурс]. – Режим

доступа:http://ds1ishim.ru/sites/default/files/13_01_2014/seminar_na_temu_metodika_raboty_s_kolcami_lulliya

2.Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.

4.Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2

5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Лелюх СВ. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду, № 2, 2006

6.Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми.- М.: АРКТИ, 2017.

7.Учимся системно думать вместе с детьми/ Отв. ред. И.Н. Крохина.- М.: АРКТИ, 2018.(Растем умными (Технология ТРИЗ))

8.Калинковская С.Б. Основы теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения. Методические рекомендации. Часть I.– Владимир: ВГПУ

12 сентября 2022 в 18:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.