Группа «Колокольчик»
|
Составительская парциальная программа «Технология ТРИЗ. Метод «Круги Луллия».
Составительская парциальная программа
«Технология ТРИЗ. Метод «Круги Луллия».
Пояснительная записка Актуальность
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны, общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. • Бедность речи. Недостаточный словарный запас. • Употребление не литературных слов и выражений. • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. • Плохая дикция. Анализ ситуации в показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие связной речи у детей в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование игровых и развивающих упражнений. Для работы с детьми мы выбрали систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия». Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 14 век, Италия). Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе. Преимуществом дидактического пособия «Круги Луллия» считаем возможность приготовить самостоятельно по любой лексической теме для проведения любой игры, при этом применять авторские варианты использования. Также, можем отметить универсальность дидактического пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности. Цель и задачи реализации программы. Цель: Использование «Кругов Луллия» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1.Внедрить в образовательный процесс ТРИЗ-технологию «Круги Луллия». 2.Воспитывать звуковую культуру речи. Развивать фонетическую сторону речи дошкольников. 3.Формировать грамматический строй речи у дошкольников. 4. Развивать связанную речь. 5. Способствовать обогащению активного и пассивного словаря. 6.Развивать познавательную активность. 7.Развивать мелкую моторику и координацию движения рук. 8. Развить речевую практику детей, для овладения ими навыков общения. 9. Воспитывать самостоятельность. 10. Привлечь родителей к участию в проекте. Для достижения высоких результатов в работе с детьми используются следующие методы: -наглядные -словесные -практические методы В своей практике мы используем следующие формы работы: - На индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. - В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия). - В игровой деятельности вне занятий. - В самостоятельной деятельности детей. Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы: Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей. Принцип позитивности- создание психологически комфортной, доброжелательной и теплой атмосферы помощи, сотрудничества. Принцип духовности- связь между общечеловеческими ценностями и конкретным человеком, его поведением. Принцип индивидуального подхода- учет индивидуального опыта ребенка. Благодаря внедрению данной программы, планирую получить следующие результаты: 1. Внедрение в образовательный процесс ТРИЗ-технологии «Круги Луллия». 2. Повышение уровня речевого развития. 3. Развитие познавательной активности. 4. Активизация речи детей, пополнение словаря. 5.Закрепление навыков самостоятельной работы. 6. Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях. Перспективный календарно-тематический план на 2022-2023 учебный год
Литература 1.Методика работы с Кругами Луллия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ds1ishim.ru/sites/default/files/13_01_2014/seminar_na_temu_metodika_raboty_s_kolcami_lulliya 2.Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991. 3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991. 4.Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2 5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Лелюх СВ. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду, № 2, 2006 6.Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми.- М.: АРКТИ, 2017. 7.Учимся системно думать вместе с детьми/ Отв. ред. И.Н. Крохина.- М.: АРКТИ, 2018.(Растем умными (Технология ТРИЗ)) 8.Калинковская С.Б. Основы теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения. Методические рекомендации. Часть I.– Владимир: ВГПУ 12 сентября 2022 в 18:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.