Группа «Колокольчик»

Аннотация к рабочей программе подготовительной к школе группы

Аннотация к рабочей программе

основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования группы общеобразовательной направленности для детей с 6 до 7 лет

(подготовительной к школе группы)

 

Рабочая программа (далее РП) – документация, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

· Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

· Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

· Федеральным законом от 24.09. 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

· распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

· Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);

· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г

№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

· Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

· Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2022 № 2202)

· Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028

· Указом Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

· Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

· Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»


· Приказом Министерства просвещения российской федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

· Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

· Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021г. № 2

· Законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ (ред. от 17.10.2013) «Об образовании в Свердловской области»

· Уставом Детского сада № 86, утверждённого приказом начальника органа местного самоуправления «Управление образования города Каменск-Уральского городского округа» от 30.08.2022 г. №  382 (далее – Устав).

С учетом социального заказа семьи, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Обучение и воспитание детей в Детском саде ведется на государственном языке Российской Федерации - русском.

Для освоения Программы дети могут поступать в Детский сад в течение всего календарного года с учетом жизненной ситуации.

Программа рассчитана на один учебный год с возможной корректировкой в учебном году. Режим работы Детского сада № 86 - по пятидневной рабочей неделе.

Группы общеразвивающей направленности функционируют в режиме: полного дня (12 - часовое пребывание детей с 07.00 до 19.00 часов, исключая выходные и праздничные дни). Режим работы Детского сада № 86 установлен в соответствии с потребностью семьи, объемом решаемых задач образовательной деятельности, возможностей бюджетного финансирования - пятидневная рабочая неделя, выходные дни - суббота и воскресенье, праздничные дни.

 

РП состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть РП соответствует ФОП ДО и обеспечивает:

– воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;

– создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

– создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.


Учебно-методический комплект части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений представлен Образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / Н. В. Дягилева, О. В. Закревская, О. В. Толстикова, О. А. Трофимова, которая раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми раннего и дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях образования на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятия и уважения ценности «Семья», «Здоровья», «Социальная солидарность», «Труд и творчество». С учетом содержания программы «СамоЦвет», содержание образовательных областей взаимодополняется с учётом специфики уральского региона - национально-культурных, климатических и социокультурных условий, а также образовательными проектами специалистов и педагогов всех возрастных групп.

Общая цель проектов – совершенствование условий для овладения детьми основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской в течение всего времени пребывания детей в детском саду. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно - пространственная и развивающая образовательная среда, направлены на обеспечение достижения качества образовательной деятельности.

Объем обязательной части программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в РП содержится целевой, содержательный и организационный разделы, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

 

В целевом разделе РП представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в дошкольном возрасте; характеристики особенностей развития детей дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.

 

Содержательный раздел РП включает описание:

– задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

– вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

– способов поддержки детской инициативы;

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;

– образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития

детей.

Содержательный раздел включает Рабочую программу воспитания, которая раскрывает

задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

В основе РП лежит философский взгляд на образование ребенка дошкольного возраста, обращённый к личностно-ориентированной педагогике, ориентированной на ребенка, который основан на практике обучения, соответствующего развитию детей. Такой подход позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал, в том числе и детей, со специальными потребностями которым требуется применение дополнительных


методов, обеспечивающих им условия полноценного обучения и развития, становления и развития личности ребёнка, его самореализации. Содержание образовательного процесса направлено на организацию активной деятельности детей по созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решения проблем. Развивающая образовательная среда спроектирована с учетом проектной технологии и выражена в:

• создании центров активности. Ребёнок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающей образовательной среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества;

• создании условий для осознанного и ответственного выбора. Ребёнок должен стать активным участником образовательного процесса, поэтому он должен иметь возможность (быть поставлен перед необходимостью) делать выбор: видов деятельности, партнёров, материалов и др. Ребенок вначале учится делать осознанный выбор, а затем постепенно осознаёт, что несёт ответственность за сделанный выбор.

Созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребёнка к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Ежедневно дети могут сделать свой выбор и организовать свою деятельность в созданных в группе центрах активности: математики, литературы, искусства, игры, движения, строительства, познания. Центры наполнены материалами, стимулирующими активность, развитие и доступны детям.

В течение всего дня педагоги стимулируют воспитанников к самостоятельному планированию собственной деятельности, к выбору материалов и способов действия, а также партнёров, помогают детям осмысливать и оценить свой выбор и его результаты, поощряют их инициативу и активность.

Мы учитываем все идеи детей и родителей при планировании каждого дня. План представляет собой баланс между деятельностью, свободно выбираемой самими детьми, и деятельностью, направляемой воспитателями.

Особое внимание в РП уделено созданию условий для вовлечения семьи в образовательный процесс, уважению и поддержке всех форм участия семей в образовании детей.

Одним из психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования является построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

В программе предусмотрены условия взаимодействия педагогов с семьями:

• обеспечение открытости информации о процессе и результатах образования, об образовательной системе (в той мере, в которой это не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям) в целом;

• обеспечение возможности и поощрение родителей в высказывании своих предложений по вопросам планирования, реализации и оценки результатов образовательной деятельности;

• обеспечение возможности беседовать с «глазу на глаз», конфиденциальности сведений, предоставленных родителями.

Степень эффективности сотрудничества с семьей обусловлена:

• положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;

• совместным планированием, организацией и оценкой результатов образовательного процесса;

• свободой выбора участниками деятельности;

• позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Вовлечение семьи в реализацию задач образования чрезвычайно важно для обогащения познавательной деятельности детей в детском саду и для использования тех интересов ребенка и того обучения, которое имеет место дома. Система работы с родителями предполагает использование как традиционных, так и инновационных методов взаимодействия


Решение задач РП предусматривает обилие и разнообразие возможностей для совместной деятельности и общения воспитателей и родителей позволяет выработать формы, отвечающие частным интересам и предпочтениям каждой семьи.

 

В Организационном разделе РП представлены условия: психолого-педагогические и кадровые условия реализации программы; организации развивающей предметно- пространственной среды (далее - РППС) ; материально-технические условия обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания и др., которые позволяют достигнуть педагогическому коллективу в партнерском взаимодействии с родителями воспитанников, поставленных в программе целей, задач, планируемых результатов.

Раздел включает перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.

В разделе представлены:

- учебный план

- режим и распорядок дня группы

- календарный учебный график,

- календарный план воспитательной работы.

При соблюдении требований к реализации программы и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.

15 сентября 2023 в 17:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.